За демократию в России! За демократию в России!
www.noputin.ru

Религия или идеология?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов noputin.ru -> Национальные и культурные вопросы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Tais
Администратор


Зарегистрирован: 30.11.2005
Сообщения: 1215

СообщениеДобавлено: Вт 1 Май 2007, 04:07    Заголовок сообщения: Религия или идеология? Ответить с цитатой

Религия или идеология?

о.Александр Шмеман, прот. / Fr. Alexander Schmemann

"Мы живем в эпоху торжества идеологий - ужасное слово, возникшее, в сущности, совсем недавно и уже почти непоправимо отравившее наш мир, нашу жизнь. Что такое идеология? Это учение или теория, не только выдающая себя за абсолютную и всеобъемлющую истину, но и предписывающая человеку определенное поведение, действие. На глубине идеология - это, конечно, эрзац, подмена религии. Но разница, и огромная разница, между религией и идеологией в том, что религия, вера - это всегда нечто очень личное, невозможное без глубокого личного и внутреннего опыта, тогда как идеология, всякая идеология, начинает с того, что просто все личное отрицает и отвергает как ненужное.

Религия - призыв верить - всегда обращена к человеку. Идеология всегда обращена к массе, коллективу, в пределе к народу, к классу, человечеству. Цель, сущность религии - в том, чтобы, найдя Бога, человек нашел бы себя, стал собой. Цель и сущность идеологии - в том, чтобы подчинить себе без остатка человека, чтобы человек стал исполнителем и слугой идеологии...

...Мне скажут, что сама религия в эпоху своего торжества в истории очень часто попирала идею личности, что сам принцип прав личности, свобод и т.д. родился в борьбе с религией. Отчасти это правда. Но правду эту нужно понять во всей ее сложности.

Да, конечно, Христа распяли религиозные люди. Но распяли-то они Его за то как раз, что Он изобличил их религиозность как религиозность ложную, или, говоря нашим современным языком, изобличил их за превращение религии как раз в идеологию. Ибо весь смысл конфликта Христа с теми, кто распял Его, сводился к одному. Он, Христос, человека поставил выше всего, сделал его, и только его, предметом любви, предметом как бы абсолютного внимания. А враги Христа от религии хотели порядка, спасения Родины, самодовольства - чего угодно, и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам.

Обо всем этом Христос не сказал ни слова. Как не сказал Он ни слова о государстве, обществе, истории, культуре - обо всем том, что извечно составляет предмет всех идеологий. Его внимание все время было обращено на живых людей, окружавших Его. Но Он даже не говорил об их правах. Он всего лишь только обратил на них свою любовь, участие, сострадание, интерес. И вот за это, за то, что Он живого человека поставил над всем в мире, Он и был осужден...

...Я утверждаю, что идея личности религиозна, потому что очевидно: если нет ее высшего корня, если человек не "сверху", а "снизу", если он всего лишь только мимолетное явление, то тогда, действительно, нечего о нем особенно волноваться, и над миром царит тогда только закон больших чисел. Тогда - и к этому мы скоро придем - уродов, и больных, и старых нужно уничтожать, тогда заботиться нужно только об естественном подборе...

...Утилитарное обоснование свободы и личности не только не достаточно, но оно на деле попросту человека не достойно, ибо конечная ценность человека здесь определяется только его пользой для коллектива, его как бы продуктивностью: дайте немножко свободы, чтобы он лучше продуцировал, дайте ему меньше бояться - и он станет полезнее, - тут все еще остается этот кошмарный миф о полезном члене общества, ради которого миллионы людей сидели и сидят в исправительно-трудовых лагерях. Из пользы, из общества, из коллектива никакой личности, никаких настоящих прав не выведешь, эти права мыслимы, если признать личность абсолютной ценностью, а абсолют - это по-латыни то, что не зависит ни от чего другого и ни к чему другому не сводимо...

...Признать каждого человека абсолютной ценностью - это не только дать ему какие-то не зависящие от общества права, но - и это неизмеримо важнее - лишить абсолютного значения все остальное в мире, и прежде всего как раз само общество. Это значит поставить вниз головой все наши привычные представления, и это значит, наконец, признать человека выделяющимся из простого природного порядка, признать его существом высшим. А это про человека говорит только религия, научно вывести этого нельзя. В это можно только верить.

Не случайно, конечно, яростный ненавистник христианства Ницше восклицал: "Любовь к ближнему мы заменим любовью к дальнему!". Дальний - это никто, дальний - это кого не видишь, это какой-то собирательный, еще не существующий человек. А ближний, по Евангелию, - это тот, кто рядом со мной, это его единственное лицо, это всегда живое, конкретное и единичное.

И так же, конечно, не случайно, что все то в мире, все философии, идеологии и программы, которые направлены к дальнему, общему, коллективному, так люто ненавидят религию и всегда, по некоему непреложному закону, борются с ней. Они знают, конечно, что выкорчевать религию - это и значит уничтожить понемногу и личность. Потому им страшны не те, кто декламирует о свободе и правах, а те, кто верит в божественный дух и бессмертную душу, кого поэтому не сведешь просто ни к какой земной пользе.

"Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?" (Мф. 16:26). Пока звучат эти слова на земле, пока помнят люди ту парадоксальную евангельскую арифметику, по которой один всегда ценнее и важнее девяноста девяти, не удастся уничтожить человеческую личность, не удастся, следовательно, и построить до конца уже коллективизированного человечества, которое свое рабство назовет свободой, свое подчинение безличной пользе - правами, свою тюрьму - земным раем.

Как страшно, что столь многие не понимают еще, что тоталитаризму во всех его видах противостоит на нашей земле только одно - вера в Бога, сотворившего человека по образу Своему и по подобию, призвавшего его к свободе и к вечности, - это, и ничто другое. "
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
либерал-патриот
Академик


Зарегистрирован: 14.03.2005
Сообщения: 4491

СообщениеДобавлено: Вт 1 Май 2007, 12:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я сам верю и уважаю веру. Для меня существуют некие ценности, которые я считаю абсолютными.
Среди них Человек. Было бы странно и ненормально, если бы человеки считали себя второстепенными.
Среди этих ценностей Общество человеческое, потому что оно состоит из нас, человеков. То, что мы хотим, чтобы наше общество было устроено справедливо - естественно, потому что человек-эгоист приносит беды не только другим людям, но и самому себе.
Ограничивая себя на столько же, насколько себя ограничивают другие, человек делает устойчивой свою собственную жизнь и жизнь других людей. Значит все общество становится устойчивым.

Противопоставлять ценность Человека и ценность Общества абсурдно, потому что без человека не может быть общества, а без общества не может быть человека.

Почему люди ранее довольствовались религиями, а теперь им еще необходимы и идеологии. Потому что современный человек поверил в свои силы. Он поверил в то, что он может творить. Но ведь Человек в сущности и призван к этому. Самим Богом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Tais
Администратор


Зарегистрирован: 30.11.2005
Сообщения: 1215

СообщениеДобавлено: Вт 1 Май 2007, 12:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как раз я согласна с отцом Александром:
идеологии стали "необходимы" (кстати, еще вопрос - кому?!) не потому, что "современный человек поверил в свои силы", а потому, что он разуверился в своем божественном происхождении.

"Поверить в свои силы" тут - самомнение.
О.Александр говорил о том, что многие люди сегодня даже печалятся о своем неверии, но поверить в Бога не могут. Говорят, мол: ну как я поверю в то, чего нет и быть не может?

Это и есть "зеркало вместо окна".
В том, что человек видит в реальности только себя, как раз никакого признания его абсолютной ценности нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
либерал-патриот
Академик


Зарегистрирован: 14.03.2005
Сообщения: 4491

СообщениеДобавлено: Вт 1 Май 2007, 13:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Проблема неверия была актуальна для советской системы. Верующих людей в мире намного больше. Кстати сказать, массовое явление, когда ученые верят. Потому что убеждаются в сложности явлений, сложности законов природы, низкой вероятности их наличия без Божественного Присутствия.

То, что вы описали, существует. Только я сомневаюсь, что неверие порождает веру человека в себя.

Вера в Бога совершенно не отрицает научной деятельности и вообще творчества человечества. Общественное теоретизирование совершенно не вредит вере в Бога. Соответственно, могут сосуществовать религия и идеологии.
Здесь, правда, может присутствовать некая ревность религиозных деятелей к идеологиям, желание заменить религией все аспекты человеческой жизни. По-моему, это характеризует этих деятелей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Tais
Администратор


Зарегистрирован: 30.11.2005
Сообщения: 1215

СообщениеДобавлено: Вт 1 Май 2007, 15:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

либерал-патриот писал(а):
Здесь, правда, может присутствовать некая ревность религиозных деятелей к идеологиям, желание заменить религией все аспекты человеческой жизни. .
Без сомнения - это постоянная и общая проблема. Она только может "разгораться и затухать", но никогда не исчезает.

Неверие не порождает веру в себя.
Напротив, самомнение мешает вере в Бога, поскольку возомнивший о себе человек считает только себя истинной реальностью.

А верующих всегда - меньшинство.
Примерно около 10% людей во все времена одарены религиозным чувством. И столько же - тоже около 10% - органически неспособны к религиозному чувству (так сказать - "прирожденные атеисты").

Остальные (% 70-80) - "колеблются вместе с линией партии". Laughing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
либерал-патриот
Академик


Зарегистрирован: 14.03.2005
Сообщения: 4491

СообщениеДобавлено: Вт 1 Май 2007, 15:33    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Марина, мне кажется, что вы скорее говорите о России, чем о мире.
Я различаю верующих и религиозных. Верующие верят, религиозные выглядят.
Например в Израиле скорее 80% верующих. Другое дело, что религиозных гораздо меньше. Ортодоксов порядка 20 -30 %. И 50% это традиционалисты.
Думаю, что в Штатах не меньший процент верующих.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Tais
Администратор


Зарегистрирован: 30.11.2005
Сообщения: 1215

СообщениеДобавлено: Вт 1 Май 2007, 16:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нет, Миша, я говорю не о России, а о человеческой природе вообще.

Удивили Израилем - это как раз понятно.

Когда в обществе религиозность становится модной, а в государстве считается "правильной", количество верующих поднимается до 80% и выше. Стоит ветру подуть в обратную сторону - останется только 10%, или даже меньше. Я об этом и сказала выше.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
либерал-патриот
Академик


Зарегистрирован: 14.03.2005
Сообщения: 4491

СообщениеДобавлено: Вт 1 Май 2007, 18:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Надо посмотреть данные о проценте верующих в Штатах.

Дело не в моде - дело в том, что человеку важна самоидентификация и роль в обществе. Если общество ощущает перспективу и одновременно соблюдает традиции, то такое общество развивается.

Когда в обществе попирают традиции и попирают моральный закон, то и перспективы у такого общества не будет.
С другой стороны, когда традиции душат современную жизнь, то и развиваться такое общество не будет.

Проблема в соблюдении баланса традиций, веры, морального закона с одной стороны и современных тенденций, знаний, коррекции старых представлений с другой стороны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов noputin.ru -> Национальные и культурные вопросы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB